Основные вехи жизни.

 Внук рассказывает о своей бабушке                                                            

Военное детство.

    Родилась Наталия Ивановна 19 декабря 1939г. в деревне Суриново Арефинского района. У родителей семейная жизнь не сложилась, поэтому с младенчества её и старшую сестру Маргариту воспитывала бабушка – Лапина Наталия Григорьевна. Жили они в своём деревянном доме в маленькой комнате. Бабушка вспоминает, что жить было, конечно, трудно, но хорошо: тихо и спокойно. Бабушка, Наталия Григорьевна, работала почтальоном и на целый день уходила разносить газеты. Поэтому всё делали моя бабушка и её сестра: ухаживали за огородом; сушили сено (себе и в колхоз); пилили в лесу дрова и носили домой на себе. Ещё нужно было сдавать государству определённое количество яиц, молока и мяса. Поэтому держали корову и куриц, а ели всё из огорода. Но не голодали. Детей в деревне было много, и все дружили. Вместе играли, качались на качелях, купались в реке по 12 раз в день. Несмотря на тяжёлый труд, детство было счастливым. Когда началась Великая Отечественная Война, бабушке было 2 года. Голодали в войну и после неё, дети падали на уроках в голодный обморок, ели крапиву, проросшие колоски, гнилую картошку «тошнотики». У бабушки были сапоги без подошвы. Война не дошла до Арефина, но бабушка вспоминает, как каждый вечер занавешивали окна, прежде чем зажечь керосиновую лампу и как она уже после войны в ужасе убегала, когда пролетали самолёты, думая, что они немецкие.

    В 1947 году бабушка поступила в 1 класс Ильинской школы. Класс был очень большой. Очень хорошо запомнила свою первую учительницу Екатерину Ивановну. В те трудные послевоенные годы она умудрялась устраивать для своих учеников праздники с угощением, ставить с ними большие спектакли. Бабушка говорит, что в то время она не представляла, что может человек добрее и прекраснее Екатерины Ивановны. В классе было весело и уютно, и в школу хотелось идти каждый день, хотя она находилась в 4 км. от дома. Весной, когда кругом ещё лежал снег, разливалась река. Обувь у всех была очень плохая, поэтому чтобы не сидеть в школе целый день с сырыми ногами, многие ребята и, бабушка тоже, снимали сапоги и всё, что было на ногах, и переходили реку по ледяной воде босыми ногами. Потом надевали сапоги и бежали дальше, в школу. Бывало, что после таких «переходов» случалась сильная ангина, и воспалялись лимфоузлы. Но лечиться было нечем. Бабушка вспоминает, как её бабушка пекла лук и привязывала к воспалённым лимфоузлам и она шла в школу. Бабушка говорит, что выбрала свою профессию, наверное, благодаря своей первой учительнице. Хотелось быть такой же умной, доброй, непогрешимой, чтобы на тебя с обожанием смотрели дети, любили тебя. В те времена, хотя учителя мало внешне отличались от рабочих и колхозников, профессия учитель была очень уважаемой.

    С 5 по 10 класс бабушка училась в Арефинской школе. Учителя все тоже были хорошие, учиться было интересно. Училась бабушка только на пятёрки. Начиная с 4 класса, раньше нужно было сдавать экзамены. И бабушка сдавала их на 5. Только в 10 классе, когда писали сочинение по литературе, в Ярославле не утвердили бабушкину пятёрку. И поэтому она окончила школу с серебряной медалью. Сомнений не осталось–впереди педагогический институт.

 

 

Юность (институт)

    В 1957 году бабушка поступила учиться в Ярославский государственный институт имени К. Ушинского. Поступать поехала вместе с подругой. Поступила без экзаменов на историко-филологический факультет. В первые дни ужасно хотелось домой, даже сбежала. Бабушка Наталия Григорьевна не смогла вернуть её обратно, а мама отвезла обратно в Ярославль. Привыкла к Ярославлю и институту бабушка после того, как осенью её группа поработала в колхозе. Там все познакомились и подружились. Два года бабушка жила на квартире, так как общежития не было. Но жили весело и хорошо. Стипендии в 24 рубля хватало на еду, тетради и чтоб несколько раз в неделю ходить в кино и театр. Бабушка вспоминала, как они первый раз ходили в театр. Долго искали его. Увидели у огромного красивого здания милиционера, и подошли узнать у него, где найти Волковский театр. Оказалось, они стояли у дверей Волковского театра. Училась бабушка и в институте хорошо, потому что было просто. В 1960 году бабушке посчастливилось увидеть страну. Вот что она мне рассказала: «В 1960 году мне посчастливилось чуть-чуть посмотреть иные места. В это время во всю осваивалась целина, необъятные просторы Казахстана распахивались под пшеницу. А кто будет убирать урожай? Студенты!

    Радостно, с музыкой отбыли из Ярославля, в теплушках, по-солдатски, через всю страну в Северный Казахстан, Кустанайскую область, Пресногорьновский район. Видели столб, отделяющий Европу от Азии. А каких только городов ни проезжали, каких только великолепных мест ни насмотрелись! Казахстан поразил полным отсутствием деревьев. Мы привыкли к лесам, а там не за что глазу зацепиться, никакого горизонта, впечатление, что край земли можно потрогать рукой. А сколько трав и цветов. Ведь почва – чернозём, а не наши глины. Интересны были многочисленные пресные и солёные озёра. В пресных – жуткое количество пиявок. Мылись в солёных озёрах, так как жили не в посёлке, а в вагонах посреди степи, продуваемой ветрами. Много солнца и тепла летом, но в октябре ужасный холод.

    Наша работа заключалась в том, что грузили пшеницу в машины или «лопатили» зерно, чтоб не испортилось: оно лежало прямо под открытым небом огромными кучами.

    Уехали загорелые, довольные, весёлые в начале ноября. За труд только кормили: свинина и гречневая каша, очень мало питьевой воды, то есть чая.

    Денег дали чисто символически, только, чтобы смогли доехать до Ярославля уже не в теплушках, а в настоящем поезде».

    На 4 курсе бабушку послали на практику в село Белое, Ярославской области. Учителей тогда везде не хватало, и бабушка работала 4 месяца в Белосельской восьмилетней школе учителем истории. Её очень понравился коллектив, и она тоже очень удачно в него влилась. Поэтому после окончания института директор Белосельской школы Шахалева Лидия Васильевна «выпросила» бабушку к себе в школу. А так, по распределению бабушка должна была ехать работать в Читинскую область.

 

Первые годы работы в школе.

 

    С 1962 года бабушка работала в нашей Белосельской школе. Жила на квартире ещё с двумя молодыми учителями. Вспоминает, как было страшно идти на первый урок. Ученики почти ровесники и ещё очень любили озорничать над молодыми учителями. Запомнился бабушке случай, когда ученик демонстративно ушёл из класса на уроке, залез на дерево под окном и корчил рожи. Иногда приходилось вызывать для беседы участкового милиционера или руководство совхоза. Работать было очень интересно, чему-то может быть учиться вместе со своими учениками, но и трудно. Школа работала в две смены, а вечером ещё нужно было идти в вечернюю школу. В вечерней школе тогда было много учеников и зачастую намного старше своих учителей. Кроме этого было много и общественной работы: бабушка проводила полит. учёбу среди рабочих и служащих различных организаций; читала лекции на торжественных мероприятиях (перед концертами в ДК); ходила с полит. агитацией перед выборами.

    Здесь, в селе Белом, в 1963 году бабушка встретила свою любовь на всю жизнь Анфимова Александра Ивановича, вышла за него замуж и навсегда осталась жить в селе Белом и работать в Белосельской школе. В 1965 г. и 1975 г. родились дочери. Младшая, Валентина Александровна, моя мама. Можно сказать, что мама продолжила нашу династию учителей. Она работает библиотекарем у нас в школе, иногда проводит уроки литературы, когда учителя куда-то уезжают, ещё она классный руководитель у 5 класса и ведёт у нас в школе литературный клуб «Хочу всё знать!». Мама тоже когда-то была бабушкиной ученицей и говорит, что бабушка никогда не выделяла своих детей, а наоборот спрашивала строже и больше, чем с остальных. А ученики очень любили бабушку, если что-то не получалось с уроками, ходили вечерами к бабушке домой, и она всегда помогала. Каждый год со своим классом бабушка ходила в походы, вместе собирали макулатуру и лекарственное сырьё. И очень жаль было расставаться на выпускном вечере, потому что ученики становились родными детьми. Бабушка говорит, что у неё никогда не было «любимчиков». Наверное, это дар – относиться ко всем одинаково и всех любить одинаково. Но бабушка моя не только в работе, но и в жизни очень честный и прямолинейный человек. Она всегда говорит всё прямо и честно, а за правду может поспорить. Бабушка, например, так и не вступила в ряды Коммунистической партии. Хотя её буквально заставляли, так как она всё-таки учитель истории. Бабушка считала, что чтобы вступать в партию, нужно быть убеждённым её идеями, а если ты не совсем согласна, нужно быть беспартийным. Бабушка никогда в жизни не отступала от своих принципов и, как она говорит, «никогда за это не пострадала».

    Сорок лет проработала бабушка в школе. Из них 6 лет она работала уже на пенсии. Часто приходилось ездить на всевозможные курсы. Потому что учитель истории обязательно должен был пойти курсы по научному атеизму, гражданской обороне, подготовку медицинской сестры запаса, курсы демонстраторов узкоплёночных фильмов для учебных целей и художественных фильмов на судах морского и речного флота.

   В трудовой книжке у бабушки две записи: «Назначена учительницей русского языка и истории в Белосельскую семилетнюю школу» 5 сентября 1961 и «Уволена с должности учителя истории Белосельской средней общеобразовательной школы по собственному желанию в связи с уходом на пенсию» 20.06.2001.  И много благодарностей за добросовестный труд. Бабушка имеет медаль «Ветеран труда».

   Бабушка всегда считала, что нет лучшего места, чем школа. А нашу, Белосельскую, она всегда любила и любит, потому что здесь очень хороший понимающий коллектив, поддержка в любой беде. Жизнь в школе всегда была активная, интересная. Целый день среди детей. И дети любили бабушку, а она чувствовала, что нужна. Бабушка очень гордится многими своими учениками, всегда очень радовалась, когда ребята после школы поступали в другие учебные заведения. В нашем селе большинство жителей бабушкины ученики. Потому что в город раньше не уезжали, было много работы и в селе. Многие её ученики известные люди и живут по всей стране: геологи, учителя, врачи, работники сельского хозяйства, доярки. Прошли годы, и бабушка уже учила детей своих первых учеников. Сейчас бабушка, на пенсии. Жаль, что я не успел стать её учеником. Но бабушка всегда, когда нужно, помогает мне в учёбе, даёт советы по жизненным вопросам, рассказывает очень много интересного. Бабушке сейчас 70 лет, но она по-прежнему всем интересуется, очень много читает (у нее большая библиотека), любит общаться с людьми, если нужно поспорит. Бабушка очень вежливый, культурный человек. Она всегда говорит на правильном русском языке. Таким и должен быть, наверное, учитель, и в школе и на пенсии. Учитель – это не профессия – это образ жизни!!!

    Когда я делал эту работу, бабушка очень стеснялась такого внимания к себе, говорила что есть ещё много замечательных учителей, а она обычная. Но я считаю, несмотря на то, что у неё нет правительственных наград, она очень профессиональный учитель, замечательный человек, с неё можно брать пример. Когда я закончу школу, то планирую поступать в университет им. К. Ушинского на факультет физвоспитания. В выборе мной профессии большую роль сыграла бабушка.

    В заключение хочу привести бабушкины слова: «В школу нужно идти по призванию. Я пришла по призванию и никогда не жалела, что стала учителем. Самые лучшие годы моей жизни – это 40 лет проработанные в школе. Я всегда любила свою профессию, потому что нет ничего лучше весёлых детских лиц, весёлого крика детей в коридоре. Учителям я желаю любить детей и щадить, какая бы не была новая школьная программа. Ребятам после школы желаю поступать учиться на учителя. Это прекрасная профессия, хотя и трудная».